Требования йогинов, которые нужно выполнять для достижения указанных целей, могут быть или, скажем, давая простор для дискуссии, могут не быть истинными в отдельных деталях, но это не та причина, по которой их следует с первого же взгляда оценивать как несостоятельные. Критику или ученому, который сомневается в целесообразности этих требований, следовало бы либо лично испробовать эти методы, либо попросить кого-то сделать это, а только потом критически анализировать эти приемы — не столько с сомнением, предубеждением и подозрением, сколько с сочувствием. Сватмарама абсолютно ясно показал, что посредством простого изучения текстов или приобретения теоретических знаний о практической Йоге нельзя достичь ее высшей цели. Все знания о Йоге должны применяться на практике, в ином случае как может тот, кто не занимался практической йогой, постичь, что такое истинная Йога[10]. Как бы вы ни относились к отдельным техническим моментам, вряд ли можно отрицать, что жизнь хатха-йогина является в целом единым гигиенически сбалансированным физиологическим процессом и поэтому — образцом физической культуры, не имеющим аналогов (учитывая древность системы) в истории профилактической медицины и гигиены. Целостная система личной гигиены Йоги, изучаемая в свете последних достижений медицины, представляет собой самый лучший способ сохранения устойчивого крепкого здоровья и достижения долголетия. Ни одна из других существующих систем пока не превзошла по эффективности основные йогические принципы и приемы, используемые в ходе тщательного удаления из организма токсических веществ при помощи природных средств — процесса, который считается основным условием для сохранения крепкого здоровья и, соответственно, достижения долголетия.
Индивидуальная профилактика, которой учит Йога, основывается на главных принципах разумного образа жизни, соответствующих физиологическим потребностям человеческого организма, так как она включает фактически все те процедуры, которые непосредственно необходимы для тщательного ухода за всем организмом. Хотя эту систему личной гигиены, которая представлена здесь в своей первобытной оригинальности, тайно практикует только одна группа духовной направленности в Индии, это не должно отталкивать нынешних учеников с научным складом мышления, потому что наука в первую очередь призвана оценить то, что действительно ценно в материале исследования, а не изучать накипь древности или расового сектантства.
Людям, ведущим современный неестественный и нервный образ жизни, несомненно, может показаться, что йогин чрезмерно заботится о своем здоровье, что эта забота граничит у него с гигиеноманией и что слишком многие постулаты гигиены Йоги в настоящее время абсолютно невыполнимы. Во-первых, потому что требуется время на приобретение здоровых привычек и на применение полученных знаний и умений на практике; и во-вторых, потому что занятия по системе Йоги нелегко втиснуть в рамки наших ежедневных обязанностей, ведь условия, необходимые для изучения йогических приемов, резко расходятся с нашими представлениями о современной жизни. Поэтому для обывателя йогин может быть больше предметом академического или медицинского интереса, чем образцом для подражания. Но если подумать о том, сколько времени и денег можно сэкономить, скольких страданий избежать и насколько продуктивнее, полезнее и счастливее мы можем сделать нашу жизнь только благодаря тому, что будем здоровы, какие-либо возражения против выполнения правил гигиены Йоги — например, нехватка времени, трудности и прочие жалкие оправдания — становятся просто смешными.