Археологи обнаружили место, где хранился Ковчег Завета
Артефакты были обнаруженны при раскопках Бейт-Шемеша в 20 километрах от Иерусалима. Бейт-Шемеш — современный город вблизи столицы Израиля, но в древности на его месте было поселение с тем же названием. Согласно 1-й Книге Царств именно здесь был остановлен караван филистимлян с захваченным у евреев Ковчегом Завета, где хранились Скрижали. Так об этом рассказывается в 1-й Книге пророка Шмуэля: «Жители Бейт-Шемеша жали пшеницу в долине; и взглянули, и увидели Ковчег… А повозка дошла до поля Йехошуа из Бейт-Шемеша и остановилась там, а там был большой камень; и раскололи они повозку на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу. А левиты сняли Ковчег Господень и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на тот большой камень…». Как утверждают израильские археологи, «большой камень», упомянутый в Библии, очень напоминает плиту, найденную недавно при раскопках древнего Бейт-Шемеша. Плита находилась в возведенном на холме здании XII века до н.э., имевшем форму квадрата, — пишет Ариэль Давид в «Гаарец». Возвышение внутри здания, ориентированное на восток, позволило ученым предположить, что речь идет о храме. На руинах были найдены также два больших круглых камня с желобами, которые могли использовать для приготовления священного оливкового масла. «Это тот редкий случай, когда мы можем обратиться к библейскому повествованию для анализа археологической находки», — говорит профессор Тель-Авивского университета Цви Ледерман, руководящий раскопками. Здание было разрушено в XII века до н.э. — судя по остаткам навоза и разбитой посуде, храм был осквернен неприятелем и превращен в загон для скота. Скорее всего, это были филистимляне — Бейт-Шемеш упоминается в Библии как пограничный город, где нередко происходили стычки евреев с филистимлянами, чьи поселения были разбросаны поблизости. Дает ли все это основания полагать, что ровная каменная плита, покоившаяся на двух основаниях, и есть тот самый «большой камень», на котором стоял Ковчег Завета? Д-р Ледерман признает, что доказать это невозможно. Тем более, что, согласно библейскому описанию, «большой камень» должен был находиться в чистом поле, а не в храме на вершине холма. Вместе с тем, археологи допускают, что автор Книги пророка Шмуэля, созданной после описываемых в ней событий, знал о существовании «большого камня» в Бейт-Шемеше и включил историю о нем в повествование. Что касается библейского нарратива, то Всевышний покарал жителей Бейт-Шемеша, заглянувших внутрь Ковчега — святыня была доставлена в Кирьят-Яарим, откуда спустя 20 лет царь Давид забрал Ковчег в Иерусалим. |
Комментарии (0) | |