Накануне Сочельника кинокритик Андрей Алферов советует 10 рождественских фильмов.
1. Рождество, опять (Christmas, Again, 2014)
Топит свою горечь в работе собачеглазый молодой усач по имени Ноэль. Он торгует елками на улицах Нью-Йорка, страдает бессонницей, замерзая до иступления в своем картонном трейлере и то пытается забыть свою возлюбленную, то, наоборот - отчаянно цепляется за воспоминания о ней.
Неброская, местами маргинальная, похожая на самодельную ёлочную игрушку, история про то, что зимой человек нуждается в любви даже сильнее, потому что любовь, в конце концов, согревает при низких, рождественских температурах. Режиссер Чарлз Покел снимает про себя – такого же бедолагу, который прежде чем попасть в Сандэнс и Локарно, подъедался торговлей ёлками, а свое неизжитое чувство фиксирует на 16-мм пленку, с которой на экран светом разливается сам дух Рождества – праздника, состоящего из надежд и печали.
2. Отпуск по обмену (The Holiday, 2006)
Две симпатичные дурынды за тридцать – американка (Диас) и англичанка (Уинслет), стиснув зубы, в самое Рождество отчаянно бегут из проблемных отношений в какие-то другие, неведомые, меняясь при этом домами. Американка плюхается в заснеженный английский пригород с ёлками и хлыщеватым Джудом Лоу, а британка оказывается в рождественском Лос-Анджелесе, где пальмы и Джек Блэк.
3. С новым годом (La Bonne Anne, 1971)
Прожжённого вора Симона, пять лет назад ограбившего в каннах бутик Van Cleef & Arpels, выпускают под Новый год вроде бы по амнистии. На самом деле полиция лишь хочет выйти на след его сообщника и так и не найденных побрякушек. Симон догадывается. Но боится он не полицейского хвоста, а возвращения домой. Дожалась ли его Франсуаза – эмансипированная интеллектуалка из антикварной лавки, в которую Симон влюбился как малолеток, и которая все пять лет навещала его в тюрьме? Предовогодний и постреволюционный Париж замер в ожидании волшебства. Мирей Матьё, в зените славы, затягивает свое знаменитое La Bonne Anne под аплодисменты пестрой публики, заполнившей культовое казино Мишу. Симон – прагматик, наделенный грацией фокусника и грустью ангела, этой ночью учится верить в чудеса. Ведь больше пожизненного заключения он боится застать Франсуазу дома не одну. Свою новогоднюю сказку Клод Лелуш наполняет фирменной сентиментальностью, ловко играет с черно-белым и цветным изображениями, троллит интеллектуалов и веселит смешным прологом, в котором зэкам в парижской тюрьме под Новый год дают "Мужчину и женщину".
4. Лавочка за углом (The Shop Around the Corner, 1940)
Продавцы Альфред Кралик и Клара Новак на дух не переносят друг друга, зато любят партнеров по переписке, которые только и понимают их тонкие и одинокие души. Комедия в которой хэппи-энд, вроде, предусмотрен генпланом, тем не менее заставляет буквально дрожать: узнают ли эти двое друг друга на первом свидании, куда он явится с гвоздикой в бутоньерке, а она — с томиком "Анны Карениной"?
Великий Эрнст Любич задумывал романтический водевиль, а вышел надгробный памятник обожаемой режиссером "Средней Европе", сгинувшей в мировой войне. Осовремененную версию "Лавочки" пол века спустя сняла Нора Эфрон, переназвав ее "Вам письмо" (You`v Got Mail, 1998)
5. Рождественская история (A Christmas Carol, 2009)
Бог знает какая по счету адаптация диккенсовской "Рождественской песни в прозе" (1843) – самого экранизируемого произведения мировой литературы. Бездушного скрягу Эбинизера Скруджа накануне Рождества навещает призрак покойного компаньона Марли, а следом, один за другим, являются по очереди три духа. Первый покажет старику живые картины из его детства и юности, напомнив, что некогда этот сухарь обладал живой душой. Второй - дух настоящего, прокатит по городу, обитатели которого (в отличие от старого скряги) от всей души радуются празднику, даже если в прочие дни им совсем не до веселья. Третий –перенесет в совсем близкое и неприятное будущее, где никто не прольет ни слезинки над гробом Скруджа. Если, разумеется, тот немедленно не опомнится.
6. Запомни эту ночь (Remember the Night, 1940)
В молодого прокурора втрескивается девица, потянувшая в отчаянии браслет из витрины ювелирной лавки. В Рождество он выпустит ее под залог, а она подарит ему фантастический уик-энд.
7. Счастливого Рождества (Joyeux Noel, 2005)
Основання на реальных событиях сказка про то, что Рождество выше войны и смерти. В Сочельник 1914-го, первой зимы Первой мировой, мерзнущие в окопах солдаты воюющих сторон - тайно от своих генштабов - заключат между собой короткое рождественское перемирие. Немецкий тенор запоет, шотландские пехотинцы подхватят, французы откупорят шампанское а полковой капеллан прочтет над этой замордованной, кашляющей и вшивой паствой рождественскую молитву. Апогеем этого старомодного подхода к войне станет футбольный матч на нейтральной полосе, после чего его участниками займутся армейские трибуналы. Но, это уже после Рождества.
8. Семьянин (The Family Man, 2000)
Вдохновленная диккенсовской "Рождественской песнью в прозе" мелодраматическая комедия
про черного Санту в костюме гопника, который переносит в другую (пусть не слишком богатую, но тихую и счастливую) жизнь эгоцентричного брокера Николаса Кейджа. Тот когда-то бросил любимую девушку, а теперь (как диккенсовский Скрудж) заставляет своих сотрудников вкалывать в Сочельник. Режиссер Брэт Ратнер снял рождественскую версию "Случая" (1981) Кшиштофа Кеслевского. Он про томление тридцатилетних, про гадательное присутствие какой-то другой жизни в уже существующей – сытой и вроде состоятельной, но какой-то очень пустой;
и, совершенно бессовестно, о высшем счастье – оказаться там, в том месте, куда ты по собственной не зрелости отказался шагнуть и куда можно попасть лишь в Рождество.
9. "Влюбленные" (Falling in Love, 1984)
В рождественской манхэттенской суете женатый инженер Роберта Де Ниро, случайно налетев на замужнюю Мерил Стрип, ненароком уносит ее сумку с подарком для мужа, оставив при этом ей свою.
Праздничная мелодрама про то, что от нелепой встречи до большой любви – один шаг. Пригородным поездом несет героев судьба, пока они, незаметно и без предупреждения, залипают друг на друге.
10. "Эта замечательная жизнь" (It`s a Wonderful Life, 1946)
"Ирония судьбы" всего западного мира. Провинциальный филантроп Джордж Бэйли решает покончить с собой в рождественскую ночь. Но явившийся к нему седоватый ангел-хранитель воочию показывает, сколько добра тот сделал людям и как ужасна была бы жизнь без него. Американец Фрэнк Капра собаку съел на рождественских историях, но "Эта замечательная жизнь" стала высшей точкой его карьеры. Рождество, по Капре, - праздник не столько для детей, сколько для взрослых мужчин и женщин, растерявших свое детское простодушие.