Это особый день, когда православные могут прийти на кладбище и почтить память усопших близких. Отмечается он на девятый день после Пасхи. Также называется Родительским днем. Установившийся в период советской власти обычай посещать кладбища в день Пасхи в корне неверен, поскольку в Церковном уставе написано, что, пока длится первая Пасхальная неделя, поминать усопших нельзя. Для этого есть специальный день – Радоница, который приходится на вторник.
Слово «радоница» имеет один корень со словом «радость», и это неспроста. Ведь день этот следует за светлым и радостным праздником Пасхи, и смысл его заключается в том, чтобы не грустить, не переживать по поводу смерти близких, а радоваться тому, что они достигли жизни вечной, попали в Царствие Небесное. И в день поминовения радость по случаю Воскресения Христа должны пережить вместе и христиане, оставившие этот мир, но не перестающие быть членами Церкви Спасителя, и еще пребывающие в нем.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывал верующих в день Радоницы молиться об упокоении душ погибших:
Молитва нас соединяет с Богом и с горним миром, и это не односторонняя связь: не только наша мысль востекает к Богу, но в ответ на это и Божия благодать нисходит на нас. Когда же мы молимся о наших умерших родных и близких, то наша мысль, наша молитва востекают к Богу, и если мы совершаем молитву горячо, искренне, от любящих сердец, то Господь слышит эту молитву и обращает Свою любовь на тех, кто пребывает в ином мире, за кого мы воздыхаем пред Ним[18].
В православной традиции принято называть покойных усопшими, то есть уснувшими, поскольку смерть – это лишь переход в другой мир – Царствие Небесное.
Перед посещением кладбища нужно пойти в храм, заказать панихиду, помолиться о почивших близких. Можно написать записку с именем усопшего (обязательно крещеного) и подать ее, чтобы он был помянут в алтаре. Такие записки лучше подавать вечером или рано утром, пока служба еще не началась.
Записка оформляется особым образом: наверху должен присутствовать восьмиконечный православный крест. Под ним пишется «О упокоении» и далее имя того, кто поминается. Имена должны ставиться в родительном падеже (о упокоении кого?). Важно написать имя согласно церковной, а не мирской традиции (должно быть – Алексия, Сергия, Марии, Фотинии и пр.). В одной записке можно перечислить, конечно, несколько имен. Однако, если их слишком много, лучше подать несколько записок.
Записки будут прочитаны на проскомидии. Это название носит часть литургии, на которой сначала готовят хлеб (просфоры) и вино, обозначающие Тело и Кровь Христову (бескровная жертва). Священник называет имена, указанные в записках, затем из просфоры вынимает частицу и говорит: «Помяни, Господи (указывается имя усопшего)». В последующем эта частица хлеба будет опущена в чашу со Святыми Дарами, что символизирует омовение и очищение. Также по окончании литургии рекомендуется отслужить панихиду. Панихиду стоят перед кануном. Это стол с изображением распятия, на нем стоят подсвечники.
Не менее действенной является молитва об усопшем, произнесенная дома. Ведь так верующие помогут душе умершего, прося за нее перед Господом. Святитель Филарет, митрополит Московский, называет такую молитву спасительной «для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»[19]
Кладбище у всех народов, всех религий считается священным местом. Могила христианина отмечена холмом и возвышающимся над ним крестом. Крест также может быть изображен на надгробной плите. Он показывает, что, хотя бренное тело покоится здесь, душа уже на небе, на пути к Царствию Небесному. Ставится крест в ногах усопшего, чтобы распятие было обращено к нему.
Священнослужители считают, что православному христианину не зазорно иметь на могиле простой деревянный или металлический крест. Дорогие памятники из мрамора говорят только о тщеславии его родственников. Лучше позаботиться о том, чтобы могила и крест были ухожены, содержались в чистоте, ведь по аналогии с Христом могила является местом последующего воскресения.
Придя на могилу, нужно зажечь свечку и помолиться. Посидеть молча, вспоминая усопшего. Опять же в советский период сформировалась нездоровая традиция приносить на могилу еду, крашеные яйца и спиртное. Однако это не христианская, а языческая традиция, когда в могилу вместе с умершим клали украшения, одежду, орудия и пр.
Священники не рекомендуют есть и пить на могиле, устраивая подобие пира. Еще хуже, когда еду оставляют на могиле, а спиртное льют на нее. Этим можно только оскорбить память усопшего. Если еда принесена, лучше отдать ее просящим нищим. Нельзя ставить фотографию усопшего на крест или надгробие. На могиле лучше оставить только неугасимую лампаду (свеча в цветном стеклянном абажуре).
МОЛИТВА ОБ УСОПШЕМ ХРИСТИАНИНЕ
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпуща яй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА ДЕТЕЙ ОБ УСОПШИХ РОДИТЕЛЯХ
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею) (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими) (имена их), душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА РОДИТЕЛЕЙ О ПОЧИВШИХ ДЕТЯХ
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молю ся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.