Такие выдающиеся физиологи, как Халлибертон, Брубекер и другие, признают, что смерть от старости сравнительно редка, основной причиной смерти является несчастный случай, куда мы включаем и болезнь с годами сопротивляемость организма падает, всякая болезнь, вызванная самим человеком бессознательно (чаще всего его вредными привычками), может поразить любой важный орган, так как в этом случае организм не может отразить ее атаку. Если естественная сопротивляемость организма снизилась до нуля, то заместить ее нечем. Так заканчивается жизненный путь человека, и это мы называем смертью.
То, что человек может жить не только больше ста лет, но и неопределенное время сверх того, сегодня признают даже наиболее консервативные и критично настроенные медики. Имеются достоверные сведения о людях, проживших более двухсот лет, и даже в настоящее время из различных частей света поступает информация о тех, кто перешагнул рубеж нескольких столетий и кто все еще твердо шагает по земле. Древние йогины оставили нам список многих выдающихся мастеров Йоги, которые прожили более трех столетий. Шоу, который в своей замечательной книге говорит о человеческой жизни, длящейся триста лет, может показаться не таким уж выдумщиком, как это кажется на первый взгляд. Конечно, при современном неестественном образе жизни предсказание Шоу может казаться преувеличением; и все же существует возможность увеличить продолжительность человеческой жизни на много лет по сравнению с настоящим положением вещей. Когда именно в будущем триста лет станут средней продолжительностью жизни человека, мы не будем загадывать, но в наш век прогресса не стоит смеяться над предсказаниями.
Что омоложение возможно, по крайней мере в случае с червем, описал доктор Кру (наряду с методикой, которую он применял). «Если плоский червь голодает, — говорит он, — то он уменьшается в размерах от 25 до 6 мм, а потом начинает показывать такую же скорость метаболизма, как молодая особь того же размера. Омоложенная особь не только выглядит молодой, но таковой является, снова растет и превращается во взрослый организм, если ее кормить; более того, этот процесс можно повторять неограниченное число раз, и есть сведения, что плоский червь в ходе эксперимента прожил в двадцать раз дольше, чем обычная особь того же вида». «Утверждают, — добавляет Кру, — что систематическое голодание делало чудеса также и с людьми». И весьма вероятно, что через какое-то время мы сможем увеличить и продолжительность человеческой жизни.
Йогины-практики, шедшие по пути Хатха-йоги и за несколько тысяч лет до рождения Христа утверждавшие, что владеют знанием о процессе омоложения, оставили нам драгоценное наследство — тайные методики; и, опираясь на свой личный опыт, автор может заявить читателям, что эти методики абсолютно соответствуют известным нам законам природы и современным открытиям в области медицины и других наук. Поэтому нет ничего нелепого в утверждении возможности вечной жизни (чирам дживати), которую обещает Йога, так как даже такие выдающиеся медики, как Фиск и Фишер, говорят нам: «Насколько может судить наука, нет такого принципиального фактора, который бы ограничивал продолжительность жизни. Существует много позитивных и негативных факторов, объясняющих, почему люди умирают, но нет единственной и обоснованной причины, по который они должны умирать».
Керрел, который своими исследованиями во время войны внес большой вклад в прогресс хирургии, на протяжении семи лет сохранял живыми клетки тканей животных вне организма. Эти клетки размножаются и растут, на них не влияет время, они кажутся с любой точки зрения бессмертными, пока из них периодически вымывают накопленные токсические вещества и питают, придерживаясь разумной умеренности. «Если бы мы могли время от времени тщательно очищать человеческий организм от ядов и правильно питать его, то, по-видимому, не существовало бы причины, по которой он не мог бы жить бесконечно».
Недавние эксперименты Кракова, Кулябко и Осиноваского показали, что оживление изолированных органов — это научный факт и что если довести этот процесс до его логического завершения, то можно поспорить со смертью. Валентин Черепанов — живой пример возвращения к жизни после смерти (от ран) благодаря использованию методов оживления. Для йогинов, которые владеют знанием о прана-винимайя, или круговороте биоэнергии, такие открытия не являются чем-то удивительным. Фактически важное различие между этими двумя типами знаний и практического опыта заключается в том, что у йогина знания точные, подробные и субъективные, а у других ученых они по очевидным причинам носят эмпирический, приблизительный и объективный характер.