Христианство является наиболее распространенной мировой религией. Поэтому христианскую церковь сравнивают с огромной горой, где верующие объединены «во Христе» в единое христианство. Однако существует много христианских конфессий (вероисповеданий).
Надо учитывать, что церковь состоит из людей с разной историей и культурой, живущих в разных местах и условиях. Поэтому утверждение «Одна христианская церковь, но много церквей» имеет глубинный смысл. Упоминание об этом можно найти уже в Новом Завете Библии.
За века распространения христианства по всему миру появились различные христианские группы, имевшие определенные богословские расхождения, которые начали постепенно отделяться друг от друга. Иногда дело доходило до открытого противостояния и кровопролития. Сформировались три главные ветви христианства, среди которых по численности последователей в мире на первом месте стоит Римско-католическая церковь, на втором – группа ведущих протестантских церквей, на третьем – Православная церковь. Далее идут христианские церкви, не признающие или частично признающие верховенство указанных главных церквей. Кроме того, миллионы верующих принадлежат к общинам, часто называемым сектами, которые могут относить себя к христианам, но их догматы и культы находятся вне основного русла христианства. Разумеется, все сказанное отражается на пищевых предписаниях тех или иных конфессий.
Католицизм
Христианство, ставшее в IV в. государственной религией Римской империи, разделилось на восточную и западную ветви в связи с политическими, экономическими и культурными различиями между этими частями мира. Со временем сложились две церковные организации – православная (византийская) и римско-католическая. Это разделение было завершено в 1054 г., хотя само слово «католицизм» происходит от греческого «всеобщий, вселенский».
У католиков и православных имеют место различия в богослужении, архитектуре и внутреннем устройстве храмов, одежде священнослужителей. В католицизме сходное с православием учение о таинствах, но крещение совершается обливанием водой, а не погружением в нее, в причащении используют пресный, а не заквашенный хлеб, миропомазание проводят не над младенцами, как в православии, а над детьми 7–12 лет. В обрядовой практике католики совершают крестное знамение пятью прямыми пальцами и слева направо, а не тремя справа налево, как православные.
В католической церкви есть глава – римский папа, наместник Бога на Земле, обладающий непогрешимой церковной властью, а православная церковь не имеет единого предстоятеля. К отличиям следует отнести безбрачие всего католического духовенства, в православии обет безбрачия принимают лишь монахи. А само католическое монашество, в отличие от православного, не едино, а делится на так называемые монашеские ордена, которых насчитывается около 140.
Заметим, что монахи в католических монастырях в еде не слишком строги. Основатель монашества в Западной Европе святой Бенедикт (480–543) отказался от пищевого аскетизма своих восточных братьев по вере. Он выступал за умеренный образ жизни, который подразумевал сытную пищу, включая вино и пиво. Позднее появились «нищенствующие» ордена (францисканцы, доминиканцы и др.), но и у них не было жестких ограничений в питании.
Все перечисленное – это как бы внешняя сторона более серьезных различий между католицизмом и православием – догматических. Они заключаются в представлении католиков о том, что:
• Святой Дух исходит как от Бога Отца, так и от Бога Сына;
• было непорочное зачатие Девы Марии ее матерью Анной;
• Богородица была душой и телом вознесена на небо, как ее Божественный Сын – Иисус Христос;
• существует чистилище, куда после смерти сначала (до рая или ада) попадают грешники.
Непосвященному человеку эти догматические различия кажутся не очень важными, но для богословов они в высшей степени существенны. Поскольку указанные догматы научно доказать невозможно, их надо принимать на веру. Поэтому религиозные споры между католиками и православными обречены на бесконечность. Так, в 1965 г. в Риме и Стамбуле (бывшем Константинополе) были разорваны грамоты 1054 г. с текстами анафемы, которой предали друг друга главы Константинопольской православной и Римско-католической церквей. Однако взаимное снятие анафемы не привело к устранению разницы в богословских взглядах между этими церквями.
Вместе с тем существует группа восточных христиан, заключивших унию (союз) с Римско-католической церковью, при которой они приняли догматические положения католиков, сохранив свою обрядность – в основном православную (в том числе и в отношение питания). Униатская церковь насчитывает около 17 млн верующих (греко-католиков), главным образом в Западной Украине, Румынии, Словакии. Отметим, что в начале ХХ в. в царской России проживало 11 млн католиков (в основном за счет поляков и литовцев), а в сегодняшней России – 1,2 млн.